Характеристика компьютерных программ дельфа 130 142. Рекомендации врачей при работе за компьютером



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

  • Подготовила Жемкова Т.В.

    В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.



Программно-аппаратный комплекс “ВИДИМАЯ РЕЧЬ III”

  • Впервые стало возможным визуализировать наиболее полный перечень базовых компонентов звучащей речи:

  • Речевое дыхание

  • Голосообразование – наличие и отсутствие голоса

  • Голосоведение – длительность фонации, интенсивность голоса и его частотный диапазон, фонетическое оформление голоса.


Программно-аппаратный комплекс “ВИДИМАЯ РЕЧЬ III”

  • В программе предусмотрена визуализация слоговой структуры слова. С ее помощью на экране компьютера в доступных для детей образах отображается процесс коррекции и формирования таких просодических компонентов речи, как голосовые модуляции, выделение словесного и логического ударения.


Программно-аппаратный комплекс “ВИДИМАЯ РЕЧЬ III”

  • Модуль «Наличие звука»

  • Модуль «Громкость»


  • Модуль «Громкость и голос»

  • Модуль «Звонкость»

  • Модуль «Включение голоса»


Модуль «Высота»

  • Модуль «Высота»

  • Модуль «Высотные упражнения»

  • Модуль «Автоматизация фонемы»


  • Модуль «Точность воспроизведения фонем»

  • Модуль «Дифференциация двух фонем»

  • Модуль «Дифференциация четырех фонем»


  • Модуль «Цепочка фонем»

  • Модуль «Спектр высоты и громкости во фразе»

  • Модуль «Спектр звука»


СУРДОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕР «ДЕЛЬФА - 130»

  • Данная программа представлена как сурдологопедический тренажер для речевой реабилитации инвалидов по слуху и предназначена для формирования речи у глухих и слабослышащих пациентов, а также для коррекции произношения у детей и взрослых.

  • Широкий выбор методов и глубина обработки речевой информации позволяют использовать его в детских садах, специальных школах, интернатах и лечебных учреждениях, а также в домашних занятиях родителей с детьми.


  • Данная программа позволяет визуализировать такие компоненты звучащей речи как:

  • речевое дыхание, голосоведение, фонетическое оформление звучащей речи, темпо-ритмическая организация речи.

  • При этом на экране отображается: длительный, устойчивый плавный речевой выдох для слитного произнесения слов и фраз; активный, короткий выдох речевой выдох; наличие или отсутствие голоса; сила и высота голоса; громкость и длительность звука; слоговая структура слова; словесное и логическое ударение.


  • Состав упражнений

  • Меню "Выдох" (упражнения "Задуй свечки" и "Чашка чая")

  • Слитность ("Бабочка" и "Сказочный замок")


  • Громкость ("Колобок" и "Бегемотик")


Сурдологопедический тренажер «ДЕЛЬФА - 130»

  • Длительность звука ("Елочка" и "Репка")

  • Слоговой ритм ("Картинка из кубиков" и "Скатерть-самобранка")

  • Гласные звуки ("Вертолет" и "Подводная лодка")


Сурдологопедический тренажер «ДЕЛЬФА - 130»

  • Согласные звуки ("Паровоз" и "Фонтан")


Сурдологопедический тренажер «ДЕЛЬФА - 130»

  • Звуковая реакция ("Космический стрелок" и "Индеец")

  • Графики ("Речевая волна", "Речевая волна - 2", "Спектр")


Логопедический тренажер «ДЕЛЬФА-141»

  • В 1995-96 гг. в серию был выпущен Логопедический тренажер "Дэльфа-141"

  • Помимо упражнений на коррекцию произношения, программа включала в себя модуль подготовки детей к пользованию компьютером, изучение клавиатуры, микрофона и мыши, а также упражнения на дифференциацию в письменной речи парных глухих и звонких согласных.


Логопедический тренажер «ДЕЛЬФА - 141»

  • Фазы выполнения упражнения "Цирк"



Логопедический тренажер «ДЕЛЬФА-142»

  • Назначение тренажера Логопедический тренажер "Дэльфа-142" представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет:

  • Работать с любыми речевыми единицами от звука до текста

  • Решать задачу коррекции речевого дыхания

  • Решать задачу коррекции голоса

  • Решать задачу развития лексико-грамматической стороны речи

  • Вносить игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений

  • Многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал

  • Использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь)

  • Работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика

  • Осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.


Логопедический тренажер «ДЕЛЬФА-142»

    Возможность индивидуального подхода к каждому ученику, уровневость и разнообразие стимульного материала обеспечивается с помощью системы базовых и пользовательских словарей . Помимо 63 словарей, входящих в комплект тренажера (более 4500 словарных единиц), учитель может создавать собственные словари, архивировать их и восстанавливать в случае поломки компьютера даже при самых минимальных навыках работы с компьютером.


Логопедический тренажер «ДЕЛЬФА-142»


Логопедический тренажер «ДЕЛЬФА-142»

  • Состав упражнений

  • Меню "Звук" (19 упражнений)

  • Меню "Буква" (9 упражнений)

  • Меню «Слог» (4 упражнения)


  • Меню «Слово» (19 упражнений)

  • Меню «Предложение» (8 упражнений)

  • Меню «Текст» (3 упражнения, (только в версии 2.0 )

  • Словари


  • Данная программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

  • Работа с данной программой проводится при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог – компьютер – ребенок.


КОМПЬЮТЕРНАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ»

  • Работа проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя.

  • В упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух. Активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.


Серии упражнений входят в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика, что позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:

  • звукопроизношение,

  • просодические компоненты устной речи,

  • фонематический слух и восприятие,

  • лексические и грамматические средства языка,

  • коммуникативные навыки,

  • артикуляционная моторика,

  • обратные речевые кинестезии,

  • мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышь, клавиатурой),

  • слуховое и зрительное восприятие,

  • внимание,

  • вербальная и зрительная память,

  • воля и мотивация,

  • словесно-логическое мышление.


  • результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране, исключающих субъективную оценку.

  • программа содержит цифровые оценочные шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых средств ребенка.

  • заведомо исключается отрицательная оценка для того, чтобы создать ситуацию успеха при работе


  • при разработке этой программы был применен игровой принцип моделирования деятельностной среды, активное участие в которой принимает и сам ребенок, используя понятные и доступные для него средства управления и визуальные образы.

  • задания побуждают ребенка вступить в диалог с компьютерным героем, что способствует развитию коммуникативных навыков и практическому применению речевых и языковых средств в смоделированных программой ситуациях общения.


СУРДОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «ЖИВОЙ ЗВУК»

  • Слухоречевой комплекс ПОЛИФОНАТОР ПФ-03 - ВИДЕО+


Сурдотехническая система «ЖИВОЙ ЗВУК»

    Программная часть (программное обеспечение) комплекса - это пакет программ, включающий в себя специально подготовленный набор обучающих, развивающих и коррекционных программ, предназначенных для формирования, коррекции устной речи детей и взрослых, имеющих нарушения звукопроизношения, голоса, слуха, а также для восстановления речевой функции (устранение фальцета, лечение логоневрозов др.).


  • Программный цикл «Живой звук».

  • Программа «Профили звуков».

  • Программа «Азбука».

  • Программа «Голоса животных».

  • Программа «Голоса птиц».

  • Программа «События в картинках».

  • Программа «Ритмико-интонационные структуры речи»

  • Программа «Диалоги».

  • Программа «Картинный словарь».

  • Программа «Учись говорить звуки».

  • Программа «Слуховой диктант».

  • Программа «Фразы»


РАБОЧЕЕ МЕСТО ДЕФЕКТОЛОГА НА БАЗЕ ПК „SPECIAL EDUCATION TOOLS“.

    СПЕЦАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА" . многоцелевой инструмент наработки собственных развивающих материалов для специалистов разного профиля от дефектологов до учителей надомного бучения. Предназначен для манипулирования графическими, текстовыми и звуковыми объектами на компьютере без ограничений по теме, цели, объему и содержанию. Позволяет быстро организовать развивающие задания из уже скомплектованного и пополняемого по желанию графического и текстового материала.


  • Развитие слухового восприятия включает развитие неречевого и речевого слуха. Особую роль развитие слухового ВОСПРИЯТИЯ приобретает у глухих пациентов после кохлеарной имплантации.

  • для методического обеспечения могут быть использованы компьютерные программы позволяющие производить повтор, преобразование речевых или неречевых сигналов, а также условий их предъявления. Эти возможности позволяют включить в систему тренинга слуха новые направления, связанные с формированием помехоустойчивости и инвариантности (способности узнавать речевой материал на слух разных дикторов) слухоре­чевого восприятия, а также простейших навыков пространственной ориентации.



ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ТРЕНАЖЕРНОЙ СИСТЕМЫ

  • Программный тренажер на базе данного комплекса обеспечивает возможность выбора:

  • общего направления тренинга («набор упражнений» из библиотеки занятий)

  • режима прослушивания (обучение, тестирование);

  • условий подачи сигналов (произвольный запуск, задание фиксированной паузы между стимулами);

  • организации ответных реакций (режим распознавания, различения);

  • фиксации ответов слушателя (правильные ответы, ошибки, время реакции в протоколе формата программы EXCEL).


Программно-аппаратный комплекс для тренажерной системы

  • Примеры визуального отображения информации (категории ответов, элементы обратной связи) на экране монитора.


Программно-аппаратный комплекс для тренажерной системы

  • Библиотека занятий и результаты апробации системы

  • К настоящему моменту библиотека упражнений, входящих в систему тренинга, представлена 5-ю основными блоками

  • 1. РЕЧЬ (распознавание речевых сигналов разной степени лингвистической сложности - фонемы, разносложные слова в исполнении 4 дикторов),

  • 2. ПРОСОДИКА (различение голоса диктора и фразовой интонации),

  • 3. ОРИEНТAЦИЯ (локализация источника звука - речи или шума, обнаружение движения источника, определение его направления),

  • 4. ЗВУКИ ВОКРУГ НАС (различение голосов животных, птиц и музыкальных инструментов)

  • 5. ВОСПРИЯТИЕ НА ФОНЕ ПОМЕХ (восприятие речевых сигналов на разном акустическом фоне - шум, речь, музыка, а также в УСЛОВИЯХ конкуренции - одновременное произнесение слов разными дикторами),


Программно-аппаратный комплекс для тренажерной системы

  • Пример «Меню пользователя» для выбора режима прослушивания (обучение, тестирование) и направления тренинга (Блок упражнений)


Латеральная схема для размещения источника звука (тренинг ориентации) П, Л - «Правый» и «Левый» динамики (относительно пациента). П – Л и Л – П направление движения источника звука.

    Очень важный и оригинальный по исполнению раздел системы представлен блоком занятий по развитию навыков пространственной ориентации. В этой части тренинга объединены занятия по различению речевых сигналов в условиях изменения положения диктора и по определению направления на источник (локализация источника звука или речи) для фронтальной (впереди­сзади) и латеральной (справа-слева) схемы размещения излучателей звука.



    Еще одним важным положительным моментом выступает возможность системы обеспечить объективный контроль за ходом обучения. Основой для этого служит сравнение показателей (число правильных ответов, повторов и пропуска сигналов, время реакции), зафиксированных во время занятий на разных этапах обучения обучающегося. Такой анализ помогает выявить и оценить динамику и эффективность всего процесса реабилитации, а также скорректировать дальнейшую программу занятий.


Программно-аппаратный комплекс для тренажерной системы

  • Применение систем такого типа в специализированных образовательных учреждениях также будет способствовать повышению уровня абилитации и образования слабослышащих детей, эффективности их подготовки к самостоятельной и полноценной жизни в окружающем, полном звуков, мире.

В презентации «Использование сурдо-логопедического тренажера «Дельфа-130″ в коррекционной работе с детьми» освещаются основные моменты работы с детьми, имеющими речевые нарушения, с использованием современных компьютерных технологий.

Сурдо-логопедический тренажер «Дельфа-130»

В настоящее время возросло количество детей с нарушениями речи. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях.

Использование в коррекционной работе новых информационных технологий, основанных на применении компьютера, имеет ряд преимуществ:

  • возможность создания игровой среды с учетом коррекционных задач
  • разнообразие в подаче учебного материала,
  • постоянный контроль над действиями обучаемого,
  • регулирование оптимального темпа прохождения каждым ребенком заданий, их сложности.

Применение компьютерных технологий позволяет:

  • использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;
  • задействовать визуальный и аудиальный канал восприятия информации пациентами;
  • оптимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции ее недостатков;
  • интенсифицировать процесс коррекции;
  • увеличить долю самостоятельной деятельности детей.

В 1987 — 89 годах корпорация IBM представила вниманию профессиональных логопедов США настольную систему «Видимая речь» на базе персонального компьютера для формирования и коррекции фонетической стороны речи.

В 1991 году в Институте коррекционной педагогики РАО была русифицирована первая версия этой компьютерной программы. Производитель: ОТОФОН, ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСЛЫШАЩИХ.

Изначально программа создавалась для работы с пациентами с нарушенным слухом, но может использоваться в работе с пациентами с сохранным физиологическим слухом с первичной и вторичной речевой патологией.

Тренажер «Дельфа-130» состоит из преобразователя речевого сигнала, микрофона и компьютерных программ, работающих практически с любым компьютером.

Программа «Дельфа-130» позволяет решать разнообразные логопедические задачи:

  • коррекция речевого дыхания и голоса;
  • развитие лексико-грамматической стороны речи;
  • внесение игровых моментов в коррекционный процесс;
  • работа на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика;
  • осуществляется коррекции восприятия, внимания, памяти.

Основополагающий принцип действия тренажера «Дельфа — 130» – зрительный контроль формирования произносительных навыков. Звучащая речь, то есть все звуки, которые произносятся в микрофон, появляются на экране компьютера в виде тех или иных изображений.

Упражнения «Бабочка», «Сказочный замок» помогут отработать правильное речевое дыхание для слитного произнесения слов и фраз.

Упражнение «Задуй свечки» предназначено для постановки правильного речевого дыхания и закрепления навыка длительного устойчивого выдоха. Упражнения также могут быть использованы для коррекции назального оттенка голоса у детей с ринолалией и ринофонией.

«Колобок», «Бегемотик» помогут научить ребенка произносить звуки различной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране.

«Скатерть-самобранка» поможет отработать слитное произношение слогов и слов.

Упражнения «Елочка» и «Репка», помимо формирования правильного речевого дыхания, закрепляет навык экономного выдыхания воздуха во время речи.

«Вертолет» предназначен для отработки правильного произношения гласных звуков на начальных этапах обучения речи, а также для устранения назального оттенка в голосе и коррекции значительного отклонения высоты голоса от нормы.

«Паровоз». Это упражнение предназначено для отработки правильного произношения согласных звуков.

«Космический стрелок» поможет сформировать звуковую реакцию, о есть умение быстро и громко произносить короткие изолированные звуки, а также автоматизировать навык голосообразования (включения голоса).

Таким образом, применение информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда всегда сопряжено с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционного обучения весьма эффективны.

Разделы: Работа с дошкольниками

Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств. Использование в коррекционной работе новых информационных технологий, основанных на применении компьютера, имеет ряд преимуществ. Это и возможность создания игровой среды с учетом коррекционных задач, и разнообразие в подаче учебного материала, и постоянный контроль над действиями обучаемого, и регулирование оптимального темпа прохождения каждым ребенком заданий, их сложности.

Как показала практика, использование компьютерных технологий на занятиях позволяет добиться наибольшего эффекта при организации тренировочных упражнений, так как даже при многократном выполнении упражнений на компьютере с целью формирования определенного навыка у детей сохраняется устойчивый интерес к процессу их выполнения. Основополагающий принцип действия тренажера «Дэльфа 130»– зрительный контроль формирования произносительных навыков. Идея опоры на зрение в работе над устной речью не нова для современной логопедии, однако, компьютерная техника позволила реализовать эту идею на качественно новом уровне. Звучащая речь, то есть все звуки, которые произносятся в микрофон, появляются на экране компьютера в виде тех или иных изображений. Ориентируясь на привлекательные, движущиеся картинки-мультипликации, ребенок ищет приемы самоконтроля, которые помогают удержать на экране желанную картинку, благодаря чему фиксируется правильное произношение. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, основанное на использовании компьютерной технологии, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Это достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, использования интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации.

1.

Образовательные :

Развивающие:

Воспитательные:

Оборудование: логопедический тренажер «Дэльфа-130», разрезные картинки, игра «Собери цветок», цветные магниты, магнитофон, кассета с записью шума моря, ручья.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Логопед. Артем, у меня есть знакомый мальчик и у него случилась беда – он забыл свое имя. Поможем ему вспомнить, как его зовут?

Артем. Да.

II. Постановка цели

III. Артикуляционная гимнастика

    «Улыбка»

    «Окошечко»
    Рот прикрою я немножко,
    Губы сделаю «окошком»,
    Зубки рядышком стоят
    И в окошечко глядят.

    «Чашечка»
    Ш – чтоб звук красивым вышел,
    шире язычок и выше.
    Ребенок делает язычок «Чашечкой», подняв бока языка.
    К верхним мы прижмем зубам,
    чтобы ветерок бежал.
    Ребенок выполняет

    «Вкусное варенье»
    Как будто варенье лежит на губе –
    Слижу его «чашечкой» в ротик к себе.

    «Фокус»
    Я «чашку» выведу вперед,
    С нее подую вверх.
    И теплый воздух обдает
    Мой носик, например.

    «Не разбей чашечку»
    Широко открыт мой рот,
    Ходит «чашка» взад-вперед.

Логопед. Артем, наше путешествие будет долгим, давай подкрепимся чашечкой горячего чая? Чтобы его остудить, надо сильно и длительно подуть.

IV . Развитие речевого дыхания

V

Логопед. В наше путешествие мы отправимся на пароходе, а чтобы он быстрее нас довез, нам нужно правильно и красиво произнести звук [Ш]. Возьми, пожалуйста, микрофон. Произносим звук [Ш] громко и долго, так, чтобы облачко долетело до птички.

Музыка «Шум моря»

VI . Характеристика звука [Ш]

Логопед. Пока мы плывем, давай дадим характеристику звуку [Ш]. Артем, какой это звук? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?

Артем. Этот звук согласный, глухой, твердый, шипящий.

Логопед. Молодец, Артем!

VII . Физкультминутка

Логопед. А сейчас я предлагаю сделать небольшую разминку. Ну как, ты согласен?

Артем. Согласен!

Импровизация движений:

«Умеют все ребятки
С носочка встать на пятки,
Вдохнуть и потянуться
Присесть и разогнуться»

Логопед. А вот и остров ШАО-БАО. Посмотри, Артем, нас кто-то встречает. Кто это?

Артем. Это бегемот!

VIII

Логопед. ШО-ШУ-ША

Бегемот приветствует нас на своем языке. Давай и мы поговорим так, как разговаривает бегемотик. Если ты будешь произносить слоги правильно, то бегемотик будет широко открывать свой рот. Послушай, как я скажу, и повтори так же:

Логопед. ШО-ШУ-ША

Артем. ШО-ШУ-ША

Логопед. ШО-ШО-ШО

Артем. ШО-ШО-ШО

Логопед. ШУ-ШУ-ШУ

Артем. ШУ-ШУ-ШУ

Логопед. ША-ША-ША

Артем. ША-ША-ША

Логопед. Молодец, Артем!

IX

Артем. У этого цветка нет лепестков…

Ребенок собирает цветок Логопед. Посмотри, на лепестках какие-то картинки. Артем, назови их.

Ребенок называет (ребенок определяет место звука в слове)

Логопед. Молодец, Артем! Ты правильно и красиво произнес звук [Ш]!

X

Логопед. Артем, бегемот оставил нам подсказку – разрезные картинки, для того, чтобы отгадать имя мальчика. Если мы сложим первые звуки названия этих картинок, то тогда мы узнаем имя нашего друга.

Логопед. Артем, что же у нас получилось? Назови картинки.

Артем. Ш, О, Н

Логопед. ШОН – да это же имя мальчика!

Давай мы с тобой выложим эти звуки фишками на магнитной доске.

XI . Выкладывание схемы слова «ШОН»

Звуковой анализ слова «ШОН»

Логопед. Артем, почему ты выбрал для звука [Ш] синюю фишку?

Артем. Потому что, звук [Ш] – согласный, твердый, глухой.

Логопед. Артем, почему ты выбрал для звука [О] красную фишку?

Артем. Потому что, звук [О] – гласный.

Логопед. Артем, почему ты выбрал для звука [Н] синюю фишку?

Артем. Потому что, звук [Н] – согласный, твердый, глухой.

Логопед. Артем, сколько гласных звуков в этом слове? Сколько согласных? А сколько всего звуков в этом слове?

Артем. Один гласный, два согласных. Всего три звука.

XII . Итог

Логопед. Артем, ты молодец, помог Шону вспомнить его имя! Он в благодарность просил передать для тебя подарок – воздушный шарик. А теперь нам пора возвращаться домой.

Музыка «Шум моря»

Логопед. Тебе понравилось наше путешествие?

А что тебе больше всего понравилось больше всего?

Конспект индивидуального логопедического занятия 2

ТЕМА: «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»

ЦЕЛЬ: Обучение правильному произношению звука [Ш] в слогах и словах.

Образовательные:

  1. Формировать практические умения и навыки пользования правильной речью.
  2. Формировать звуковой анализ слова.

Развивающие:

  1. Развивать правильное речевое дыхание.
  2. Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата.
  3. Развивать мелкую моторику рук.
  4. Развивать фонематическое восприятие.
  5. Развивать зрительное восприятие.

Воспитательные:

  1. Вызывать стремление оказать помощь в трудной ситуации.

Оборудование: логопедический тренажер «Дэльфа - 130», разрезные картинки, игра «Собери цветок», цветные магниты, магнитофон, кассета с записью шума моря.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Логопед. Ариша, у меня есть знакомый мальчик и у него случилась беда – он забыл свое имя. Поможем ему вспомнить, как его зовут?

Ариша. Да.

II. Постановка цели

Логопед. Только этот мальчик живет на далеком острове ШАО-БАО. Этот остров необычный – имена всех его жителей начинаются на звук [Ш]. Давай мы потренируем язычок и губы и вспомним этот звук.

III. Артикуляционная гимнастика

  1. «Улыбка»
  2. «Окошечко»
  3. «Чашечка»
  4. «Вкусное варенье»
  5. «Фокус»
  6. «Не разбей чашечку»

Логопед. Ариша, наше путешествие будет долгим, давай подкрепимся чашечкой горячего чая? Чтобы его остудить, надо сильно и долго подуть.

IV . Развитие речевого дыхания

Выполнение упражнения «Чашка чая» на логотренажере.

V . Изолированное произношение звука [Ш]

Логопед. Путешествовать мы будем на пароходе, а чтобы он быстрее нас довез, нам нужно правильно и красиво произнести звук [Ш]. Возьми, пожалуйста, микрофон.

Выполнение упражнения «Пароход» на логотренажере.

Музыка «Шум моря»

VI . Характеристика звука [Ш]

Логопед. Пока мы плывем, давай дадим характеристику звуку [Ш]. Какой это звук? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?

Ариша. Этот звук согласный, глухой, твердый, шипящий.

Логопед. Молодец, Ариша!

VII . Физкультминутка.

Импровизация движений:

Логопед.

«Умеют все ребятки
С носочка встать на пятки,
Вдохнуть и потянуться
Присесть и разогнуться»

Логопед. А вот и остров ШАО-БАО. Посмотри, Ариша, нас кто-то встречает. Кто это?

Ариша. Это бегемот!

VIII . Автоматизация звука [Ш] в слогах. Речевая разминка

Выполнение упражнения «Бегемот» на логотренажере.

IX . Автоматизация звука [Ш] в словах. Игра «Собери цветок»

Логопед. Бегемот любит гулять на полянке, где растет очень много красивых цветов. Посмотри на цветы, ты что-нибудь замечаешь?

Ариша. У этого цветка нет лепестков…

Логопед. Ветер разбросал лепестки у этого цветка, давай его соберем.

Ребенок собирает цветок

Логопед. Посмотри, на лепестках какие-то картинки. Ариша, назови их.

Ребенок называет

Логопед. Молодец, Ариша! Ты правильно и красиво произнесла звук [Ш]!

X . Развитие конструктивного праксиса. Разрезные картинки.

Логопед. Ариша, бегемот оставил нам подсказку – разрезные картинки, для того, чтобы отгадать имя мальчика. Если мы сложим первые звуки названия этих картинок, то тогда мы узнаем имя нашего друга.

Ребенок собирает картинки: шар, облако, носорог

Логопед. Ариша, что же у нас получилось? Назови картинки.

Какой первый звук в слове «ш-ш-шар»? (Ш)

Какой первый звук в слове «о-о-облако»? (О)

Какой первый звук в слове «н-н-носорог»? (Н)

Произнеси еще раз эти звуки по порядку.

Ариша. Ш, О, Н

Логопед. Давай мы с тобой выложим эти звуки фишками на магнитной доске.

XI . Выкладывание схемы слова «ШОН»

Звуковой анализ слова «ШОН»

Логопед. Ариша, почему ты выбрала для звука [Ш] синюю фишку?

Ариша. Потому что, звук [Ш] – согласный, твердый, глухой.

Логопед. Ариша, почему ты выбрала для звука [О] красную фишку?

Ариша. Потому что, звук [О] – гласный.

Логопед. Ариша, почему ты выбрала для звука [Н] синюю фишку?

Ариша. Потому что, звук [Н] – согласный, твердый, глухой.

Логопед. Ариша, сколько гласных звуков в этом слове? Сколько согласных? А сколько всего звуков в этом слове?

Ариша. Один гласный, два согласных. Всего три звука.

XII . Итог

Музыка «Шум моря»

Логопед. Ариша, ты молодец, помогла Шону вспомнить его имя! Он в благодарность просил передать для тебя подарок – воздушный шарик. А теперь нам пора возвращаться домой. Что тебе больше всего понравилось?

Краткое описание

1. Формировать правильный артикуляционный уклад для произнесения звука [ч];
2. Упражнять в правильном произнесении звука [ч] в закрытых и прямых слогах, словах, фразах;
3. Продолжать развивать силу голоса, речевое дыхание, фонематическое восприятие, чувство рифмы;
4. Развивать произвольное внимание, координацию речи с движением, общую и мелкую моторику;
5. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям, усидчивость, терпение, выдержку.

Описание

Максимовская Светлана Владимировна
учитель-логопед Муниципального Бюджетного Образовательного Учреждения
«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Архангельской области Устьянского района п. Октябрьский
Конспект индивидуального занятия по исправлению звукопроизношения в старшей группе компенсирующего обучения для детей с тяжёлыми нарушениями речи с использованием компьютерного тренажёра «Дельфа-130»
Пояснительная записка
На занятии используется технология коррекции устной речи с помощью компьютерного тренажёра «Дельфа-130» (http://www.delfam.ru/delfa130.html). Основной принцип действия тренажёра – зрительный контроль формирования произносительных навыков. А именно, все звуки, которые произносит ребёнок в микрофон, появляются на экране компьютера в виде движущихся картинок-мультипликаций. Тренажёр позволяет отрабатывать важные параметры ритмико-интонационной структуры речи (интонацию, темп, слитность звучания) и многие звуки русского языка. При этом обеспечивается возможность отработки как изолированных звуков, так и слогов, слов, словосочетаний, фраз. «Дельфа-130» показывает на экране:
интенсивность голоса (громкость),
носовой оттенок звучания,
правильность артикуляции звуков,
длительность произношения звука, слога, слова, фразы,
ударение,
ритм,
темп и т.д.
Компьютерный тренажёр «Дельфа-130» используется на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. На одном занятии используется не более 2-3 упражнений. Выбор упражнений осуществляется с учётом уровня речевого развития детей, степени сформированности речевых навыков. Возможности использования тренажёра позволяют осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в обучении. Например, в качестве образца звука можно сохранять лучшие попытки ребёнка, что стимулирует его к собственному индивидуальному достижению.
Применение данной технологии повышает мотивацию детей к логопедическим занятиям, способствует фиксации внимания детей на правильном произношении, обеспечивает положительный эмоциональный настрой.
Тема занятия: «День рождения Дюймовочки»
Цель: автоматизация звука [ч] в закрытых и прямых слогах, словах, фразах.
Задачи:
1. Формировать правильный артикуляционный уклад для произнесения звука [ч];
2. Упражнять в правильном произнесении звука [ч] в закрытых и прямых слогах, словах, фразах;
3. Продолжать развивать силу голоса, речевое дыхание, фонематическое восприятие, чувство рифмы;
4. Развивать произвольное внимание, координацию речи с движением, общую и мелкую моторику;
5. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям, усидчивость, терпение, выдержку.
Методы и приёмы:
− показ предметных картинок;
− выполнение упражнений артикуляционной гимнастики;
− выполнение дыхательных и голосовых упражнений;
− предъявление речевого образца;
− отражённое и самостоятельное произнесение речевого материала;
− ответы на вопросы;
− игры – упражнения («Узнай звук», «Пальчики здороваются», «Волшебные кнопочки», «Строим дом»);
− игра на координацию речи с движением «1,2,3 – за мною повтори!»;
− дидактическая игра на образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами «Поможем Дюймовочке»;
Демонстрационный и методический материал:
− картинки – символы, стихотворные комплексы для выполнения артикуляционной гимнастики;
− картинка с изображением Дюймовочки;
− «логопедический» кубик;
− карточки – символы звуков [с], [ш], [з], [ж];
− пособие «Волшебные кнопочки»;
− предметные картинки со звуком [ч];
− «волшебная» палочка;
− предметные картинки «Большой – маленький» (Е.М. Карпова, Е.В. Соловьёва);
− рассказ − мнемодорожка «Дюймовочка» (Н.М. Савицкая);
Оборудование:
− настенное зеркало;
− ПК, компьютерный тренажёр «Дельфа-130»;
− ковролинограф;
Предварительная работа:
− выполнение упражнений артикуляционной гимнастики для шипящих звуков;
− постановка звука [ч];
− знакомство с правилами работы на компьютерном тренажёре «Дельфа-130»;
− чтение сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».
Ход занятия:
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
Отгадай загадку и узнаешь, кто сегодня придёт к нам в гости.
Маленькая девочка
Ростом с ноготок.
Рождена из зёрнышка,
Дом её цветок.
Кто это? (Дюймовочка)
(Ребёнку демонстрируется картинка с изображением Дюймовочки). (Приложение 1).
2. Сообщение темы . В имени Дюймовочки спрятался звук, который мы с тобой учимся красиво произносить. Какой это звук? (Звук [ч]). Сегодня на занятии мы будем играть с этим звуком, а Дюймовочка нам в этом поможет.
II. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика. (Ребёнок выполняет упражнения, сидя перед зеркалом. Педагог сопровождает выполнение упражнений стихотворными комплексами, следит за правильным положением органов артикуляции ребёнка).
Сначала мы подготовим язычок к работе – выполним упражнения перед зеркалом.
Чики – чики – чики – чок,
Не стесняйся язычок.
Не пугайся, не ленись,
Повторяй – не ошибись.
1. Лопатка – иголочка (каждое упражнение выполняется 3 раза по 5 секунд).
Язык широкий гладкий
Получается лопатка.
Язык в иголку превращаю
Напрягаю и сужаю.
2. Вкусное варенье (под счёт педагога до 10).
Ох, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
3. Болтушка (8-10 раз)
Язык на губку положу
По губе им повожу.
Потом голос подключу:
Бл-бл-бл – заболбочу.
4. Лошадка (8-10 раз)
Я копытцем постучу
Если хочешь – прокачу.
5. Гармошка (под счёт педагога до 10)
Рот открой, потом прикрой
Гармонист ты неплохой.
2. Дыхательно – голосовые упражнения (с использованием компьютерного тренажёра «Дельфа – 130»)
2.1. Блок «Выдох». Упражнение «Задуй свечи» (На экране компьютера изображён праздничный пирог с горящими свечами. Ребёнку предлагается подуть в микрофон и задуть свечи на пироге. При активном и сильном выдохе свечи будут гаснуть одна за другой).
Оказывается, сегодня у Дюймовочки День рождения. Вот какой праздничный пирог ей подарили. Давай поможем Дюймовочке - задуем свечи. Носом делаем короткий вдох, выдох долгий, бесшумный, губы «трубочкой». Постарайся задуть на одном выдохе несколько свечей.
2.2. Блок «Громкость». Упражнение «Бегемотик»
(На экране компьютера изображён Бегемот. Ребёнку предлагается произносить в микрофон гласные звуки. Чем сильнее будет звук, тем шире Бегемот на экране раскроет рот. Если ребёнок будет говорить тихо, Бегемот не будет реагировать).
Бегемотик хочет поздравить Дюймовочку с Днём рождения. Догадайся, какие песенки он хочет ей спеть? (Педагог беззвучно артикулирует гласные звуки, ребёнок угадывает их и громко произносит в микрофон. Педагог предваряет произнесение ребёнком звука кратким мини-стихотворением).
Широко откроем рот,
Песню громко пропоём: А – А – А …
Губки трубочкой сложи,
И дуди – дуди – дуди: У – У – У …
Широко ты улыбнись
Звонко песню протяни: И – И – И …
Губки в колесо сложу
Песню О – О – О … спою.
2.3. Блок «Длительность звука». Упражнение «Репка» (На экране компьютера изображёна репка. Ребёнок протяжно тянет какой-нибудь звук, наблюдая за тем, как персонажи сказки Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка и Мышка появляются на экране и вытягивают репку из земли).
Дюймовочка любит слушать сказки. Как ты думаешь, какая сказка ей очень нравится? (Слайд с изображением репки). Но где же герои сказки? Чтобы они появились, нужно красиво, на одном выдохе спеть разные песенки. Посмотри на картинки и догадайся, какие песенки мы будем петь (Педагог показывает картинки с изображением насоса, змеи, комарика, жука, ребёнок протяжно тянет звук, присущий каждому предмету, персонажу). (Приложение 2).
Песенка «насоса»: с – с – с …
Песенка «змеи»: ш – ш – ш ….
Песенка «комарика»: з – з – з …
Песенка жука: ж – ж – ж …
3. Игра «Узнай звук». (Педагог читает стихотворение, ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит слово со звуком [ч]. При правильном выполнении задания ребёнок должен хлопнуть в ладоши 7 раз).
А теперь, будь внимательна. Хлопай в ладошки, когда услышишь в стихотворении слово со звуком [ч].
Ч айка ч айник вскипятила,
Ч айка ч аек пригласила.
- Приходите все на ч ай.
Сколько ч аек – отвеч ай.
4. Фонетическое упражнение: «Пальчики здороваются». Давай вспомним, где находится язычок, когда мы произносим звук [ч]? (Вверху, мы поднимаем его к нёбу). Соединяй пальчики с большим пальцем, и красиво произноси звук [ч] (Ребёнок выполняет упражнение сначала на правой руке, на левой руке, затем на обеих руках одновременно).
5. Автоматизация звука [ч] в слогах. Игра «Волшебные кнопочки» (Приложение 3).
(Ребёнок нажимает указательным пальцем на «кнопки» и отражённо произносит серию слогов).

Мы со звуком [ч] играем,
И на кнопки нажимаем.
Нажимай на «кнопочки» и красиво произноси слоги. Постарайся к каждой серии слогов подобрать такое слово, которое звучит похоже, в рифму. А поможет тебе в этом «логопедический» кубик (Приложение 4). (На гранях кубика располагаются картинки со словами – рифмами).
Ач–ач–ач–ач – называю врач. Чи–чи–чи–чи – назову мячи.
Оч–оч–оч–оч – называю дочь. Чо–чо–чо–чо – назову плечо.
Еч–еч–еч–еч – называю меч. Чан–чан–чан – чан назову кочан.
Уч–уч–уч–уч–называю ключ. Ичка–ичка–ичка – назову синичка.
6. Автоматизация звука [ч] в словах. Игра «Строим дом». (На столе разложены прямоугольники – «кирпичи», на обратной стороне которых изображены картинки со звуком [ч]: очки, мяч, ключ, кочка, бабочка, бочка, кабачок, кирпич, черепаха, чемодан, чайник, пчела ).
(Приложение 5).
Сейчас мы будем строить дом для Дюймовочки. Из чего мы будем его строить? (Из «кирпичей»). Если дом из кирпичей, то он какой? (Кирпичный). Бери «кирпичик», называй картинку и прикрепляй её к домику. (Ребёнок называет картинку и прикрепляет её на ковролинограф, где обозначены контуры дома. Когда дом будет готов, ребёнок «заселяет» в него Дюймовочку).
(Приложение 6).
7. Динамическая игра «1,2,3 – за мною повтори!» (Ребёнок выполняет движения в соответствии с текстом и произносит слова – рифмы со звуком [ч]).
Ач-ач-ач
Попрыгай, как мяч !
Чи-чи-чи –
Как зайка, поскачи !
Чок-чок-чок
Сожми руки в кулачок !
Чок-чок-чок
А теперь - на бочок!
Чай-чай-чай –
Головой покачай!
А теперь улыбнись
И на место садись!
8. Автоматизация звука [ч] в словах. Игра «Поможем Дюймовочке». (Педагог предъявляет ребёнку картинки с изображением больших предметов. Ребёнок называет предмет ласково. При правильном выполнении задания, в словах, называемых ребёнком появляется звук [ч]).
Какая Дюймовочка – большая или маленькая? (Маленькая). Значит, предметы, вещи, которые ей нужны, тоже должны быть маленькими. Как же нам помочь Дюймовочке? Я думаю, без волшебства здесь не обойтись. Бери «волшебную палочку», дотрагивайся до картинки и называй её ласково (Приложение 7).
Сумка – сумочка.
Лента – ленточка.
Тапки – тапочки.
Ложка – ложечка.
Ваза – вазочка.
Носки – носочки.
Юбка – юбочка
Чашка – чашечка.
Шапка – шапочка.
Стул – стульчик.
Лампа – лампочка.
Кофта – кофточка.
9. Автоматизация звука [ч] во фразах. (Ребёнку демонстрируется рассказ – мнемодорожка. Взрослый читает текст, указывая на картинки. Ребёнок пересказывает текст с опорой на картинки).
«У Дюймовочки День рождения. Бабочка подарила ленточку. Кузнечик – дудочку. Жучок – колокольчики. Паучок – рукавички. Ласточка – чемоданчик. Пчела угостила всех печеньем. Всю ночь гости пили чай».
Посмотри на картинки и расскажи, как прошёл День рождения Дюймовочки.
III. Заключительная часть.
Какой звук мы сегодня учились красиво произносить? (Звук [ч]). Кому мы помогали на занятии? (Дюймовочке). Что было трудным для тебя? В какую игру тебе хотелось бы поиграть в следующий раз?
Дюймовочке очень понравилось, как ты сегодня занималась, как справилась с заданиями. И она приготовила для тебя подарок … (картинки - наклейки).

«Требования к процессу обучения» - Объем максимальной допустимой нагрузки. Недельная нагрузка. Распределение учебной нагрузки. СанПин. Перерыв между сменами. Трудные предметы. Объем домашних заданий. Умственная работоспособность. Шкала трудности предметов. Возраст начала школьного обучения. Основные предметы. Уроки физической культуры.

«Современные средства обучения» - Готовая GIF-анимация. Электронное портфолио. Сайт учителя физической культуры. Главные компоненты мультимедиа-курса. Заготовки-кадры. Принципы создания и применения учебных мультимедиа-средств. Техника метания гранаты. Просто Финиш. Электронный журнал. Информатизация образования. Пример электронного портфолио учителя.

«Практическое обучение» - Содержание практического обучения. Функции процесса учебной практики. Технология учебной практики (производственного обучения). Особенности процесса учебной практики (производственного обучения). Классификация уроков УП. Формы организации учебно-производственной деятельности обучающихся. Формы организации труда педагогов практического обучения.

«Учебные предметы» - Поэтому особое место в стандарте отведено деятельностному, практическому содержанию образования. Искусство (Музыка и Изобразительное искусство). Обществознание. В 9 классе 2 часа учебного предмета «Технология» переданы в компонент общеобразовательного учреждения. Экспертиза и утверждение учебного плана общеобразовательного учреждения.

«Учёба» - Что влияет на учебу. Увеличивается количество предметов. Индивидуальные особенности познавательной сферы. Не скупитесь на похвалу. Регулярно беседуйте с учителями. Не бей лежачего. Оценка должна сравнивать. Не навреди. Итоги школьных олимпиад. Математика. Шкала трудности учебных предметов. Хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение.

«Производственное обучение» - Развитие в УЗ производственной деятельности. Модель формирования социально-профессиональной компетентности обучающихся. Оперативная разработка УПД для профессий, востребованных на рынке труда региона. Педагогическое сопровождение. Планирование производственного обучения. Критерии и показатели сформированности компетентов СПК.

Всего в теме 11 презентаций