Переход на комсомольской с кольцевой радиальную. Комсомольская (Кольцевая линия)


Неожиданно большой интерес в блоге вызвали фотографии станций московского метро. Впрочем, почему неожиданно… Далеко не все из тех, кто набрел в Интернете на мой блог, в Москве были. А слава о красоте московского метро разнеслась по всему миру. Все станции московского метро фотографировать не буду, но еще несколько, которые мне нравятся, покажу.

Очень красивая, просто роскошная станция Комсомольская кольцевой линии московского метро.

Станцию открыли 30 января 1952 года. Это самая просторная колонная станция московского метро. Длина центрального зала составляет 190 метров, ширина 11 метров. высота потолка 9 метров.

Станция Комсомольская кольцевая — просто настоящий дворец, в оформлении которого сочетались сразу несколько стилей. Сегодня это смешение стилей именуют Сталинским ампиром. Проект станции был разработан группой архитекторов, за основу идеи декора была взята речь И.В.Сталина на параде 7 ноября 1941 года: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!»

68 восьмигранных мраморных колонн установлены с шагом 5,6 метра. Потолок станции украшают восемь мозаичных панно из смальты и ценных поделочных камней по эскизам художника П.Д.Корина. Панно посвящены борьбе русского народа за независимость. Также потолок украшают изображения различных воинских атрибутов и роскошные люстры. Все это щедро окаймлено лепниной.

По замыслу архитекторов станция Комсомольская, на которую попадают гости столицы, прибывающие на три железнодорожных вокзала, должна производить неизгладимое первое впечатление от Москвы. Впечатление на самом деле производит!

С кольцевой линии на Сокольническую ведет переход, который тоже достоин того, чтобы его сфотографировать.

На стене эскалаторного зала — мозаика с изображением ордена Победы, также выполнена по эскизу художника П.Д.Корина.

По четырехленточному эскалатору поднимаюсь на станцию Комсомольская-радиальную. Эта станция тоже по своему интересно оформлена, но здесь всегда столько людей, что на все это никто не обращает внимания…


Кольцевая линия московского метро. Москва


Метро Комсомольская. Карта Москвы. Ул. Каланчевская. Площадь трех вокзалов. Схема московского метрополитена. Станции московского метро



«Комсомольская» - станция Кольцевой линии Московского метрополитена


«Комсомольская» - станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Расположена под Комсомольской площадью между станциями «Проспект Мира» и «Курская».
Первой станцией метро у Ленинградского, Ярославского и Казанского вокзалов стала станция «Комсомольская» Кировско-Фрунзенской линии, открытая в 1935 году в составе первой очереди метрополитена. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный ряд» - «Площадь Свердлова» - «Площадь Революции» >>>


Станция метро Комсомольская - радиальная, (Сокольническая линия)

Станция открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена - «Сокольники» - «Парк культуры»
Метро Комсомольская. Ул. Каланчевская. Площадь трех вокзалов. Схема московского метрополитена. Станции метро на карте Москвы.


Станция метро Комсомольская - радиальная, (Сокольническая линия)
Станция открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена - «Сокольники» - «Парк культуры» с ответвлением «Охотный ряд» - «Смоленская». С 30 января 1952 года соединена пересадкой с одноимённой станцией Кольцевой линии. Получила название по Комсомольской площади, на которую выходит. Площадь получила название в 1933 году в связи с 15-летием создания ВЛКСМ. Ранее площадь называлась Каланчёвской - по существовавшему здесь в XVII веке царскому путевому дворцу с высокой башней - каланчой. >>>


Схема переходов на станции метро Комсомольская

Москва. Привокзальная площадь. Станция метро Комсомольская. Как добраться до вокзала. Где находится Какая станция метро. Схема проезда план.
Метро Комсомольская. Карта Москвы. Ул. Каланчевская. Площадь трех вокзалов. Схема московского метрополитена. Станции метро на карте Москвы.


Станция «Комсомольская» Кольцевой линии по праву считается одной из красивейшей станций Московского метрополитена. Кроме того, она уникальна и по конструктивному решению.

С некоторыми оговорками можно сказать, что ее проект является дальнейшим развитием первых колонных станций Московского метрополитена - Маяковской и Павелецкой Замоскворецкой линии.

Перед тем как рассказывать о Комсомольской, я хочу кратко осветить историю московских и питерских колонных станций.

Первой колонной станцией глубокого заложения в Москве, в СССР и вообще в мире стала Маяковская, открытая 11 сентября 1938 года. Это был очень смелый . В целом, несмотря на прекрасное архитектурное решение, он получился очень сложным и трудоемким в строительстве.

Учтя все сложности возведения такой колонной станции, инженеры разработали более экономичный проект - Павелецкая Замоскворецкой линии. Но увы, началась война, и ее ход внес свои коррективы в теперешний вид станции. Она была открыта 20 ноября 1943 года в сильно упрощенном виде: без центрального зала и только с пилонной частью (по сути - небольшой распределительный зал) около выхода в город. Дело в том, что все металлоконструкции колонно-прогонного комплекса остались в захваченном немцами Днепропетровске.

И только после войны, в результате сложнейшей реконструкции, которая длилась почти 10 лет без перерыва движения поездов и пассажиров, она была из двухзальной переделана в колонную, которую мы видим сейчас. Первая очередь реконструкции была открыта 21 февраля 1953 года, а окончательно завершены все работы были только к апрелю 1959 года! А в память о первоначальном проекте нам остался старый участок около выхода в вокзалу.

Следующей колонной станцией была Курская Кольцевой линии, открытая 1 января 1950 года. Проект, стоящий особняком, оказался очень сложным и трудоемким в строительстве, и после этого такие колонные станции больше не строились.

Для первой очереди Ленинградского метрополитена было разработано два уникальных проекта колонной станции. Первый опирается на опыт уже построенных Маяковской и Павелецкой. По нему было сооружено две станции: «Технологический институт» и «Балтийская». По второму проекту была сооружена станция «Кировский завод». Что самое интересное, этот проект, скорее всего, послужил основой для разработки московской колонной станции, а питерцы в итоге пошли своим путем, разработав свой собственный тип.

Общим недостатком всех этих проектов (кроме «Курской» и «Кировского завода») является наличие в своде среднего зала распорки в том или ином виде. Необходимость ее устройства вызывается разностью распоров среднего и боковых тоннелей при существующей величине их пролетов.

Для решения этой проблемы был разработан проект станции с увеличенным пролетом среднего свода. Здесь благодаря принятому соотношению пролетов среднего и крайних тоннелей удалось достигнуть уравновешивания распоров и отказаться от верхних распорных элементов в среднем своде. По этому проекту, как вы уже догадались, была построена станция «Комсомольская» Кольцевой линии.

На этом история уникальных колонных станций, сделанных по индивидуальным проектам, закончилась. Уж больно они оказались дороги и трудоемки в строительстве.

К колонным станциям вернулись почти через 20 лет, когда был разработан и построен Китай-город. Это был прорыв в области строительства, а этот проект успешно дожил до наших дней (например, Достоевская и Трубная являются усовершенствованными станциями этого вида). Но это все выходит за рамки данного рассказа. Может, я как-нибудь расскажу историю различных конструктивных типов станций, а пока давайте вернемся к Комсомольской-кольцевой.

1. Это колонная станция глубокого заложения, построенная по индивидуальному проекту. Обделка станции выполнена из чугунных тюбингов и состоит из двух незамкнутых колец путевых тоннелей наружным диаметром 9,5 м и повышенного среднего свода кругового очертания диаметром 11,5 м. В нижней части среднего тоннеля предусмотрена мощная железобетонная распорная плита толщиной 1 м, монолитно связанная с железобетонными фундаментами под колонны.


Тоннели и метрополитены / Под ред. д-ра техн. наук, проф. В.Г. Храпова. - М.: Транспорт, 1989.

2. Ширина боковых платформ (от края платформы и до оси колонны) принята 2,8 м, а пролет среднего зала между осями колонн - 11 м. Для придания большей жесткости сводам боковых тоннелей и облегчения их работы при действии возможного избыточного распора в каждом кольце обделки боковых тоннелей на уровне опорных тюбингов установлены металические распорки из двутавра № 36.


Лиманов Ю.А. Метрополитены. - М.: Транспорт, 1971.

3. Увеличение пролета среднего зала и ликвидация верхних распорок позволили существенно увеличить объем и высоту среднего зала, что благоприятно повлияло на качество архитектурного офрмления станции.


Всеобщая история искусств. Том 6, книга вторая. Искусство 20 века / под общей редакцией Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского. - М.: Искусство, 1966. ARTYX.RU : История искусств .

4. Металлоконструкция станции состоит из двухстенчатого верхнего прогона, колонн и башмаков. Прогоны в статическом отношении представляют собой двухконсольные балки с длиной консолей, равной половине пролета, опирающиеся на колонны коробчатого сечения с шагом 4,5 м по длине станции. Вес одной секции металлоконструкции длиной 4,5 м составляет 52,96 т, а общий вес на всю станцию около 3 300 т. На фотографии вы видите процесс разработки породы в ядре среднего зала. Учитывая объемы, на станции был смонтирован экскаватор. Так же можно увидеть весь колонно-прогонный комплекс во всей красе. А слева, на заднем плане, виден не разобранный боковой тоннель. В целом процесс сооружения ничем не отличался от .


.

5. Какие-то работы в среднем зале. В боковом зале хорошо видна распорка сверху.


don_serhio .

6. По одной из легенд первоначальный проект станции был с очень толстыми колоннами после отделки. Говорят, что инженер чуть ли не с кулаками набросился на архитектора, мол, я столько времени потратил на разработку станции, чтобы колонны сделать как можно тоньше, а ты все это скрыл в облицовке. В итоге архитектор переделал проект и облицовка максимально теперь прижата к колонне.


.::кликабельно::.
Фото А. Столяренко, журнал Советский союз. 1951 №10. За скан спасибо don_serhio .

7. Сборка мозаичного панно в мастерской.

Из архива Московского метростроя .

8. А теперь несколько старых видов станции после открытия.


.

9. Обратите внимание на табличку над эскалатором.


Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. - М.: Искра революции, 1953 .

10. Это скорее уже рисунок, чем фотография.

Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. - М.: Искра революции, 1953 .

11. Наклон без рекламы.


Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. - М.: Искра революции, 1953 .

12. Коридор без дурацких болтающихся рекламных портянок!


Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. - М.: Искра революции, 1953 .

13. Станцию не портит своим видом инфосос!


Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. - М.: Искра революции, 1953 .

14. И тут тоже нет рекламы!


Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. - М.: Искра революции, 1953 .

15.

Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. - М.: Искра революции, 1953 .

16.

Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. - М.: Искра революции, 1953 .

17.

Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. - М.: Искра революции, 1953 .

18. Наверху аванзала нет будки полиции, рекламы и вообще ничего нету. И обратите внимание на завитки над дверью!


Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. - М.: Искра революции, 1953 .

19. У меня эта станция вызывает весьма странные и противоречивые эмоции. Я считаю ее шедевром с точки зрения конструкции, но вот с архитектурной точки зрения она давит. Хотя на вкус и цвет, конечно.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

20. Первый в Москве четырехленточный эскалаторный тоннель диаметром 11,5 метра.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

21. Размер наклона поражает. Если не ошибаюсь, то такой же диаметр использовали при строительстве пересадки между станциями «Проспект Мира». Потом уменьшили расстояние между машинами и смогли разместить 4 ленты в тоннель диаметром 8,8 м.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

22. Панно в торце аванзала около нижней площадки эскалатора.

23. Подходной коридор от эскалаторов к станции с идиотской рекламой.

24. Хитрая организация ходков под станционным путем. Один большой и два маленьких по бокам.

25. Оформление станции посвящено теме борьбы русского народа за независимость. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Шесть из них изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Их автор - художник П. Д. Корин.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

26. Но оформление станции подверглось цензуре после развенчания культа личности Сталина. Об это у себя moscowhite : «Тут самая занятная история. Первоначально два последних мозаичных панно, «Вручение гвардейского знамени » и «Парад Победы», выполненные великим художником Павлом Кориным, выглядели так: на первом из них изображен Сталин, передающий знамя солдату (за спиной Генералиссимуса стоят его ближайшие сподвижники: Молотов, Берия, Каганович), а на втором – те же персоны из партийной верхушки выстроились на трибуне Мавзолея, у подножия которого брошены фашистские знамена. После того, как товарищ Берия потерял доверие, а товарищ Маленков надавал ему пинков (реальный стишок тех времен, мне друг рассказывал, у которого дед работал когда-то в НКВД), на коринских панно с него бесцеремонно сняли очки. Потом пришла очередь Молотова и других верных соколов. В 1963 году настала пора глобальных перемен: вместо «Вручения гвардейского знамени» появилось «Выступление Ленина перед красногвардейцами, отправляющимися на фронт», а «Парад Победы» превратился в «Триумф Победы». Корин, которому поручили подготовить новые эскизы панно, сделал эту композицию такой, чтобы в нее вошло как можно больше фрагментов прежнего «Парада». С картины просто исчезло все сталинское Политбюро (трибуна Мавзолея теперь оказалась пустой), а на переднем плане появилась аллегорическая фигура: Родина-мать с пальмовой ветвью мира и серпом-молотом.


Мозаичные панно в отдельных фотографиях: раз , два , три , четыре , пять , шесть , семь и восемь .

«Как известно, мозаичные композиции Корина на Комсомольской связаны единой концепцией - они являются буквальной визуализацией речи Сталина, произнесенной 7 ноября 1941 года: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!». Для тех пролетариев, кто не втыкает в художественные метафоры, речь генералиссимуса была высечена на мраморной доске, что висела справа от лестницы. Сейчас от нее остались только криво замазанные дырки».

27. В треугольных фигурных рамах, опирающихся на основание свода и поднимающихся на четверть его дуги, изображены воинские атрибуты - знамёна и оружие (щиты, шлемы, мечи, пищали, мушкеты, палаши). Авторы этих изображений - С. М. Казаков и А. М. Сергеев.


Еще два орнамента: раз и два .

28. На мой взгляд, станции не повезло в том, что она находится на площади трех вокзалов, хотя она специально строилась под большой пассажиропоток. Сейчас он вырос до 110 тысяч человек и вся красота станции просто теряется на этом фоне.


.::кликабельно::.

29. И только ночью, когда никого нет, можно увидеть все ее великолепие.


.::кликабельно::.

30. Еще станцию облюбовали карманники с Кольцевой линии. Почти в открытую они тусуются кучками, потрошат кошельки и чувствуют себя совершенно безнаказанно. Полиции на станции традиционно пофиг на это.


.::кликабельно::.

31. Глубина заложения станции около 37 метров.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

32. После массового отправления ночных поездов дальнего следования после часа ночи станция наконец-то начинает пустеть. Да и на вход метро уже наконец-то закрыто.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

33. Фрагмент решетки ограждения перехода.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

34. Осталось загадкой назначение ниш около лесенки. В правой нише висела табличка с речью Сталина. Сейчас там просто памятная табличка про станцию. А в левой, которую видно на фотографии, ничего не было.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

35. Выход к Ленинградскому и Ярославскому вокзалу. Я считаю, что автоматы по продаже газет надо выкинуть.

36. Этот же аванзал. Слева от полицейской будки находится неприметная дверь. На ней написано, что это комната матери и ребенка. Где еще в метро у нас есть такое?

37. Здесь использован обычный трехниточный наклон.

38. Гермоворота.

39. Ожидается, что к 2015 году на станции будет построен еще один выход в город. Но пока никаких строительных работ не ведется.

40. Пересадка на Комсомольскую-радиальную и выход к Казанскому вокзалу.

41. Безусловно, оттого что убрали распорку в центральном зале, проект станции только выиграл.

42. Комсомольская стала одной из последних работ А. В. Щусева, который скончался 24 мая 1949 года, задолго до открытия станции. Проект был закончен работниками его мастерской.

Появление Музея декабристов связано с уникальным случаем: разрушенную городскую усадьбу на Старой Басманной спас потенциальный наследник. Хотя российская история сложилась для предков Муравьева-Апостола не самым удачным образом, швейцарский бизнесмен и русский дворянин считает усадьбу своим родовым гнездом. Кристофер Муравьев-Апостол отреставрировал ее на собственные деньги и учредил в ней музей. За этот беспрецедентный шаг он получил - первым в Москве - право платить в год за аренду помещения символическую цену: рубль за квадратный метр.Усадьба представляет собой дом в стиле московского классицизма. Цокольный этаж площадью 298 кв. м со сводчатыми потолками и дощатыми полами воспроизводит интерьер XVIII века. Здесь находится лекционный зал. Основательная лестница ведет на второй - парадный - этаж, где расположены прихожая, буфетная, кабинет, спальня, две гостиные, бальный зал и просторный холл. Именно здесь проходят выставки и другие культурные мероприятия: тут демонстрировались экспонаты аукционного дома Christie"s; это же пространство стало одной из площадок Фотобиеннале.Постоянной экспозиции в музее пока нет. Однако в усадьбе можно побывать во время проведения выставок, либо предварительно записавшись на экскурсию.

Вконтакте

Станция Кольцевой линии Московского метрополитена.

История

Первой станцией метро у Ленинградского, и вокзалов стала станция «Комсомольская» Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) линии, открытая в 1935 году в составе первой очереди метрополитена.

В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями.

Почта СССР, С. Поманский , CC BY-SA 3.0

По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская».

В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный ряд» - «Площадь Свердлова» - «Площадь Революции».

Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» - «Курская», «Курская» - «Комсомольская», «Комсомольская» - «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» - «Центральный парк культуры и отдыха».

Первый участок, «Парк культуры» - «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» - «Белорусская», - 30 января 1952 года, и третий, «Белорусская» - «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, - 14 марта 1954 года. Первоначально планировалось построить три вестибюля «Комсомольской», но был построен только один. Переход на Сокольническую линию открылся вместе со станцией.

Архитектура и оформление

Вестибюль

В северном торце станции - лестница, ведущая в небольшой купольный аванзал. В куполе свода, украшенного золотой смальтой, изображена красная пятиконечная звезда с расходящимися во все стороны золотыми лучами. Это мозаичное украшение появилось не ранее 1960-х годов. В центре аванзала подвешена массивная многорожковая люстра.

Длинный и широкий коридор выводит из аванзала к эскалаторному тоннелю. Эскалаторный тоннель в свою очередь выводит в наземный вестибюль, общий для обеих станций узла. У этого вестибюля восьмиугольный объём под большим куполом.

Купол украшен лепниной и фигурными барельефами трубящих горнистов (автор Г. И. Мотовилов). По оси купола две подвесные люстры в виде церковных паникадил, по всем углам - большие торшеры. Стены облицованы светло-бежевым мрамором.

Вестибюль объединяет верх двух эскалаторных тоннелей двух станций, вход с Комсомольской площади, выход на площадь между Ярославским и Ленинградским вокзалами и вход из подземного вестибюля с коридорами с обоих этих вокзалов.


Glaue2dk , CC BY-SA 2.5

Весь этот архитектурный ансамбль находится внутри уличного павильона. Он представляет собой большое двухэтажное здание крестовой формы с двумя шестиколонными портиками со стороны Комсомольской площади и с выходом к перронам Ленинградского и Ярославского вокзалов с противоположной стороны.

Из него можно выйти также к платформе «Каланчёвская» Курского направления Московской железной дороги. С ноября 2007 года вход через фасадные двери павильона закрыт и осуществляется через подземный переход под Комсомольской площадью. Внутренний свод вестибюля выдаётся наружу большим куполом серого цвета. Увенчан этот купол высоченным шпилем с пятиконечной звездой. На звезде изображены серп и молот.

Станционные залы

В конструкции использована сборная чугунная обделка, в качестве лотка использована монолитная плита. Длина посадочного зала 190 метров, ширина центрального нефа 11 м (вместо характерных для станций такой конструкции 8 м), высота зала 9 м (вместо характерных 5,5 м).

По последним двум показателям данная станция является самой большой из колонных станций московского метрополитена. В 1952 году, совместно с П. Д. Кориным, архитектор А. В. Щусев был посмертно удостоен Сталинской премии второй степени за 1951 год за архитектуру станции.


Katlenburg-Lindau, German , CC BY 2.0

Архитектурно станция «Комсомольская» - апофеоз сталинского ампира, отличающегося грандиозностью, помпезностью, сочетанием элементов классицизма, ампира и московского барокко. Одна из авторов проекта, А. Ю. Заболотная, писала, что станция задумывалась как один из самых оживлённых транспортных узлов города и как своеобразные ворота Москвы. Эти «ворота» должны были формировать первые впечатления о Москве.

На станции 68 восьмигранных колонн (шаг составляет 5,6 метра). Аркады, включающиеся в себя два ряда колонн, соединены изящными арками. Они держат на себе общие антаблементы с карнизами, простирающиеся по всей длине станции. На карнизы опираются основания сводов центрального и боковых залов. Свод центрального зала в полтора раза выше боковых.

Триумф советского народа в Великой Отечественной войне - ведущая тема архитектуры интерьеров станции. Величие этой патриотической темы отражено в грандиозном размахе пространственного построения подземного зала, в богатстве декоративного убранства, в яркости её цветового и светового решения. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Они являются визуализацией речи И. В. Сталина, произнесённой на параде 7 ноября 1941 года:

«Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!..»

И. В. Сталин

Свод декорирован белым лепным орнаментом. У пят свода был расположен ряд позолоченных барельефных картушей на малиново-красном фоне, выполненных по моделям скульпторов С. В. Казакова и А. М. Сергеева на тему «Русское оружие», позднее заменённых мозаиками. Тогда же мозаикой был выложен и купол аванзала перед эскалаторным коридором.Это высказывание Сталина было высечено на мраморной доске, установленной при входе в перронный зал.


Zac allan , Public Domain

Шесть мозаик изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Их автор - художник П. Д. Корин. Ещё два панно, изображавшие И. В. Сталина («Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени»), были заменены после развенчания культа личности Сталина в 1963 году. До этого эти панно неоднократно «подправлялись» с удалением опальных вождей.

Первоначально на панно «Вручение гвардейского знамени» был изображён Сталин, передававший знамя солдату, а за его спиной - В. М. Молотов, Л. П. Берия, Л. М. Каганович. На панно «Парад Победы» были изображены те же люди на трибуне Мавзолея, у подножия которого брошенные фашистские знамёна. Новые панно изображают выступление В. И. Ленина перед красногвардейцами и Родину-мать на фоне Спасской башни Кремля. Переделывал панно сам Корин.

Потолок жёлтого цвета также украшен мозаичными вставками и лепниной. Зал освещён массивными многорожковыми люстрами, висящими между панно; платформы освещаются люстрами меньшего размера.

Колонны украшены мраморными капителями и отделаны светлым узбекским мрамором «газган», как и стены станции. Пол выложен малиново-красным кузнечнинским (каарлахтинским) гранитом. Путевые платформы отделаны красным капустинским и розово-красным клёсовским гранитом. В тупиковом торце зала установлен бюст В. И. Ленина.

Переход на Сокольническую линию

Переход начинается в середине зала. Там расположены две пары эскалаторов, ведущие вниз, в просторный зал, освещаемый небольшой люстрой и настенными бра. Затем через расположенный ниже станции длинный изогнутый коридор пассажир попадает в эскалаторный зал.

На стене - флорентийская мозаика по эскизам П. Д. Корина с изображением ордена Победы на фоне красных знамён и оружия, которые обрамляет лавровый венок, обвитый георгиевской лентой. Из зала ведёт большой четырёхленточный эскалатор. Наверху расположен подземный циркульный колонный зал с выходом в южный торец «Комсомольской» Сокольнической линии. В другой стороне циркульного колонного зала - выход к Казанскому вокзалу.

Станция в цифрах

  • Код станции - 070.
  • Пикет ПК181+74,6.
  • Глубина заложения составляет 37 метров.
  • По данным 1999 года, ежедневный пассажиропоток по вестибюлям составлял 161 440 человек, пересадочный пассажиропоток на станцию «Комсомольская» Сокольнической линии - 104 300 человек. Согласно статистическому исследованию 2002 года, пассажиропоток станции составлял: по входу - 119 000 человек, по выходу - 110 900 человек.
  • Время открытия станции для входа пассажиров - 5 часов 20 минут (выход к Казанскому вокзалу) и 5 часов 30 минут (выход к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам), время закрытия - в 1 час ночи.
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию:

Mikhail (Vokabre) Shcherbakov , CC BY-SA 2.0

Фотогалерея














Полезная информация

Комсомо́льская
Названа по Комсомольской площади, под которой расположена.
В 1991 году был предложен проект смены названия станции на «Каланчёвская», а в 1992 году - на «Три вокзала», однако оба проекта не были осуществлены.

Часы работы

  • Открытие: выход к Казанскому вокзалу - 5:20, выход к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам - 5:30
  • Закрытие: 1:00; 18:15-18:50 (понедельник-четверг, вход с Ярославского и Ленинградского вокзалов); 17:15-18:50 (пятница, вход оттуда же)

Расположение

Под Комсомольской площадью между станциями «Проспект Мира» и «Курская». Находится на территории Красносельского района Центрального административного округа Москвы.

Выход к улицам:

Комсомольская площадь, Ленинградский вокзал, Ярославский вокзал, Казанский вокзал

Тип

Станция колонная трёхсводчатая глубокого заложения.

Архитекторы

А. В. Щусев, В. Д. Кокорин, А. Ю. Заболотная, О. А. Великорецкий
А. Ф. Фокиной

Станция в культуре

«Комсомольская» упоминается в книге Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч» издания 1955 года. В издании 1938 года вместо тогда ещё не существовавшей «Комсомольской» упоминается станция «Киевский вокзал».

«Они вошли в чертоги третьего дворца, блиставшего таким великолепием, что Волька ахнул:
- Да ведь это вылитое метро! Ну прямо станция „Комсомольская кольцевая“!»

Станция «Комсомольская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав Содружества станций Кольцевой линии, чаще именуемого Ганзой. Жители этой станции, как и всего Содружества, живут за счёт торговли и взимания пошлин с торговцев.

Железнодорожный транспорт

Из северного вестибюля - выход к Ленинградскому и Ярославскому вокзалам. От Ленинградского вокзала начинается Октябрьская железная дорога, от Ярославского - Ярославское направление Московской железной дороги. Также поблизости находится станция Каланчёвская Курского направления Московской железной дороги.

По переходам в центре зала - выход к Казанскому вокзалу. От Казанского вокзала начинается Казанское направление Московской железной дороги.

Наземный общественный транспорт

Станция «Комсомольская» имеет выход к нескольким остановкам наземного общественного транспорта:

  • Остановка «Комсомольская пл. - Магазин «Московский» находится на Комсомольской площади. На ней останавливаются трамваи № 7, 13, 37, 50.
  • Остановка «Комсомольская пл. - Магазин «Московский» находится на Комсомольской площади. На ней останавливаются автобусы № 40 и 122 и троллейбусы № 14, 41.
  • Остановка "Метро Комсомольская" находится на Комсомольской площади. На ней останавливается автобус № А.
  • Остановка «Фабрика „Большевичка“ - Комсомольская пл.» находится на Каланчёвской улице. На ней останавливаются троллейбусы № 22 и 88.